Российские власти отказываются от планов потратить триллионы рублей из Фонда национального благосостояния на инфраструктурные проекты и ускорение экономики, и вместо этого будут продолжать политику накопления «кубышки», где с 2018 года складируются доходы от нефти дороже 40 долларов за баррель.
В понедельник президент РФ Владимир Путин подписал закон о внесении поправок в Бюджетный кодекс, которые меняют ключевой норматив ФНБ, следует из документа, размещенного на портале правовой информации.
Сейчас ликвидную часть ФНБ - то есть не потраченные деньги, размещенные в виде валюты и депозитов в центробанке, - можно тратить, если ее размер превышает 7% ВВП. По новым правилам эта планка поднимается до 10% ВВП.
На 1 ноября ликвидные активы ФНБ составляли 8,102 трлн рублей (7% ВВП).
В 2022-24 гг, согласно закону о бюджете, правительство планирует направить в фонд 8,203 триллиона рублей. При неизменных валютных курсах это увеличит ликвидную часть до 16,681 триллиона рублей, или 11% прогнозного ВВП (151,513 трлн рублей).
Таким образом, по действующим правилам правительство могло бы инвестировать около 6 триллионов рублей из фонда в ближайшие три года. Но новая планка, установленная Путиным позволяет потратить немногим больше 1,5 триллиона, де-факто закрывая ФНБ для новых крупных проектов.
В этом году из фонда уже распределили 1,1 триллиона рублей. Деньги должны достаться РЖД (на расширение БАМа и Центральный транспортный узел), Росавтодору (на дорогу М-12), «Трансмашхолдингу» (на вагоны для метро Санкт-Петербурга), Росатому, авиапрому и на проекты модернизации ЖКХ.
Нужная Путину сумма (больше 10% ВВП) накопится в ФНБ только к 2024 году - и похоже, цель в том, чтобы не тратить фонд до этого времени, отмечает управляющий директор УК «Агидель» Виктор Тунев.
В августе глава Минфин Антон Силуанов говорил, что время задействовать ФНБ «пришло», чтобы «дать дополнительный импульс экономическому развитию». Но позиция резко изменилась без видимых причин.
«Денег у бюджета много, но желания их тратить нет, тем более на инвестиции», - рассуждает Тунев, напоминая, что доходности ФНБ не приносит, а использовать его власти отказываются даже в кризисные периоды.
Изменение политики по управлению ФНБ уже закреплено в Основных направлениях бюджетной политики, которые Минфин внес в ГосДуму вместе с проектом бюджета на 2022-24 гг.
В документе (.doc) говорится, что к расходам из ФНБ нужно «подходить аккуратно» из-за рисков энергоперехода - планов по отказу от углеводородов, которые уже озвучили США и ЕС и к которым может присоединиться Китай.
Годами отрицавшие перспективу падения спроса на нефть, забили тревогу из-за возможной «катастрофы», которая сулит экономике потерю ключевого источника валютных доходов.
«Долгосрочные перспективы спроса на нефть становятся все более негативными. Если объявленные намерения ряда стран по достижению углеродной нейтральности к 2050 году (в Китае - к 2060 году) обретут законодательный статус и этому примеру последуют другие страны, то спрос на нефть снизится катастрофически», - пишет Минфин. Потребление «черного золота» может упасть в 4-5 раз к 2025 году, а цена барреля - рухнуть до 25 долларов.
«В случае реализации наиболее амбициозных сценариев по сокращению выбросов вопрос устойчивости федерального бюджета может встать уже в начале 30-х годов», - предупреждает ведомство.
Journal information