cashjournal (cashjournal) wrote,
cashjournal
cashjournal

Что на самом деле нужно знать детям о деньгах?



Вы решили, что ваш ребенок должен вырасти финансово грамотным человеком? Вы рассказываете ребенку о деньгах, учите правильно их тратить? Отлично!

Но порой возникают вопросы, на которые в обществе существуют противоположные ответы.

Говорить ли с детьми о деньгах?

За: Конечно, говорить! Иначе они научатся принципам обращения с деньгами не от вас, а из случайных источников. Не удивляйтесь, если ребенок станет тратить деньги на все, что рекламируют по телевизору, или будет думать, что он никогда не станет обеспеченным человеком, потому что ему так сказала уборщица Марья Ивановна.

Против: Маленькие дети еще не понимают ценности денег, и перегружать их сложной информацией о финансовых инструментах преждевременно. А уж поручать какие-то денежные операции – и вовсе безответственно!

Мнение эксперта: Действительно, у детей дошкольного и младшего школьного возраста еще не в полной мере сформировано абстрактное мышление, и о безналичном обороте денег или о банковских инструментах им рассказывать рано. Но не нужно ждать, пока ребенку стукнет 18, чтобы рассказать о деньгах – нужно просто учитывать возрастные особенности. Детям до 7 лет все операции с деньгами нужно демонстрировать наглядно. Хотите, чтобы ребенок научился копить – подарите ему копилку, придумайте цель накопления, вместе пересчитывайте, а когда деньги накопятся – обязательно купите именно то, на что копили. Так ребенок наглядно увидит процесс и результат. Чем старше ребенок, тем сложнее информацию он может усвоить. Книга «Дети и деньги» построена от простого к сложному,  а на сайте http://moneykids.ru есть рекомендации для родителей о том, то и в каком возрасте доступно вашему ребенку.

Как учить ребенка финансовой грамоте – серьезно или играя?

Серьезно: Деньги – дело не шуточное, и нужно внушить детям уважение к ним и к труду родителей.

Через игру: Нельзя перегружать ребенка, он и так устает в школе, да и скучно слушать лекции. Игра – найти ловушки для денег, нарисовать «маршрут» движения к желанной цели, составить свой собственный настоящий бюджет, – это весело и интересно, а знания усвоятся на практике гораздо лучше.

Мнение эксперта: Верно и то, и другое. Главное – различать установки и формы их подачи. Вашей установкой должно быть то, что деньги – серьезное дело, нельзя их тратить на пустые капризы, и нужно соблюдать правила обращения с деньгами. Но рассказывать об этих правилах нужно в игровой форме, а не читать ребенку лекции. Например, детям младшего возраста можно предложить провести расследование и определить подлинность купюр в вашем кошельке. Ребенку будет приятно почувствовать себя Шерлоком Холмсом, а заодно он научится определять подлинность денег.

Ребенку постарше можно дать задание сложнее, например, объявите конкурс: кто найдет самую выгодную цену на нужную вещь – тому шоколадка! Ребенок азартно включится в игру, и в итоге все в выигрыше: найдена лучшая цена, ребенку куплена шоколадка, которую вы и так купили бы, и он понял, что сравнивать предложения по цене – выгодно!

Давать ли ребенку карманные деньги?

За: Карманные деньги – единственный тренажер для отработки навыков по управлению личными финансами. Невозможно научиться подтягиваться, только глядя на картинку с турником, верно? С деньгами так же.

Против: Дети находятся на полном обеспечении родителей, им нужно выдавать лишь деньги на обеды и школьные нужды. Свободные деньги могут разбаловать ребенка.

Мнение эксперта: Карманные деньги нужны.  Но следует соблюдать несколько основных правил:

– размер карманных денег должен быть разумным и возрастать постепенно.

– обговорите с ребенком, сколько вы готовы ему давать, и объясните, почему.

– используйте лишение карманных денег как наказание крайне редко, как последнюю меру, не злоупотребляйте. Ребенок должен быть уверенным в том, что у него будут деньги, чтобы учиться планировать свой бюджет.

– постарайтесь аккуратно контролировать траты ребенка. Заведите традицию обсуждать семейный бюджет все вместе, с участием детей. Тогда можно будет и их спросить, на что они планируют потратить свои деньги, обсудить это вместе и дать совет.

Платить ли за домашние дела и оценки?

За: Деньги – лучшая мотивация. Не нужно уговаривать ребенка убраться или вымыть посуду – он будет сам стремиться сделать больше, чтобы больше заработать.

Против: Работа по дому и забота друг о друге в семье – базовая ценность, которую нельзя измерить деньгами. А платить за оценки – значит обесценивать сами знания.

Мнение эксперта: Переводить все домашние дела на коммерческие рельсы опасно и неправильно. Ведь вы, как родители, очень много делаете для детей, и они также должны выполнять какие-то посильные домашние дела бесплатно. Но если ребенок хочет заработать прибавку к карманным деньгам и еще слишком мал для настоящей подработки – предложите заплатить ему за более сложную или долгую работу, которая не входит в его обычные домашние обязанности. Например, помочь разобрать домашнюю библиотеку, вымыть кухонные шкафы и т.п.

Заводить ли ребенку банковскую карту?

За: Современный человек без банковских карт обойтись практически не может, так что чем раньше ребенок усвоит на практике правила обращения с ними, тем лучше.

Против: Это слишком сложно для ребенка, к тому же он может потерять карту.

Мнение эксперта: каждая семья сама решает, заводить ребенку карту или давать карманные деньги наличными. Если ребенок уже довольно взрослый, и вы поручаете ему ходить в магазин за продуктами, делать какие-то платежи, которые удобно производить картой, то вот причины ее завести:

– деньги на карте защищены лучше, чем в кошельке школьника.

– ребенок с малых лет начнет учиться соблюдать правила использования карт и безопасности: пользоваться ими для безналичных платежей, нигде не записывать пин-код, никому его не говорить, закрывать рукой при наборе на клавиатуре.

– карта – отличный тренажер планирования бюджета: если выдавать ребенку определенную сумму денег покупки для семьи с «запасом» и сказать, что остаток средств он может использовать как свои карманные деньги, но лишь после совершения необходимых трат, это дисциплинирует и научит сначала тратить на необходимое, и лишь потом – на желаемое.

– карта – это полный контроль. Ее можно открыть уже с 6 лет, но до 14 лет это может быть только дополнительная карта, привязанная к счету одного из родителей. С 14 можно открыть личную карту с разрешения родителей, а с 18 лет без ограничений. Но даже с 14 лет мы бы рекомендовали дополнительную карту, для которой вы можете установить лимит трат, и к тому же будете точно видеть все траты, сделанные ребенком. Так что он будет чувствовать себя взрослым и самостоятельным, а вы при этом не будете рисковать деньгами, будете видеть, насколько точно ребенок выполняет ваши инструкции, и сможете скорректировать его поведение. И цена его ошибок пока будет гораздо ниже, чем когда ребенок вырастет и начнет распоряжаться большими суммами.

источник

Tags: финансовая грамотность
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo cashjournal july 16, 2013 09:09 52
Buy for 10 tokens
Власти рапортуют о том, что инфляция в нашей стране держится в пределах 7%. Но если подсчитать, как растут цены в магазинах экономкласса на 22 продукта, которые покупает практически каждая семья, на 3 вида элементарных лекарств, на платежи ЖКХ и проезд в городском транспорте в 9 городах разных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments