Несмотря на сотни исследований по экономике счастья, вопрос о связи ВВП или доходов с удовлетворённостью от жизни всё ещё остаётся открытым. Впрочем, экономисты из Уорикского университета и Университета Миннесоты решили окончательно разобраться в проблеме.
Напомним, что ровно сорок лет назад экономист Истерлин из США обнаружил, что не существует серьезной связи между абсолютными совокупными доходами населения и степенью счастья. Таким образом, в период с 1974-го по 2004-й года реальные доходы на душу населения в США увеличились практически в два раза, тогда как за это время практически не изменился уровень удовлетворенности среднестатистического гражданина Соединённых Штатов. В итоге экономист решил, что дополнительные деньги начиная с определенного уровня доходов больше не могут принести счастья. Данное открытие назвали «парадоксом Истерлина», а в последующие несколько десятков лет это было подтверждено в исследованиях экономистов и психологов.
Тем не менее, в последние двадцать лет были проведены работы по экономике счастья, которые показали, что пусть и косвенно, но рост ВВП все же может позитивно влиять на душевное состоянии граждан. Ученые из Мичиганского университета изучили статистику по национальным опросам, которые были проведены с 1981-го по 2007-й год, и заметили, что уровень счастья за это время увеличился в сорока пяти из пятидесяти двух стран. Исследователи предположили, что настроение людей стало лучше вследствие большей свободы выбора, появившейся благодаря демократизации во многих странах. К этим же не таким уж и удивительным вывода независимо друг от друга пришли несколько исследователей.
Результаты последнего исследования по этой проблемы все же оказались более интересными. Так, рост удовлетворённости жизнью при росте ВВП по большей части происходит в странах, где ВВП на душу населения не дотягивает до десяти тысячи долларов. В то же время население государств с ВВП на душу населения меньше 6,7 тысячи долларов утверждает, что полностью удовлетворено своей жизнью, на двенадцать процентов реже, чем население стран, где ВВП на душу населения превышает двадцать тысяч долларов.
Впрочем, население стран со средним доходом, где ВВП превышает 20 тысяч долларов, называют неочевидной связь между счастьем и деньгами, однако они оказываются правы: различия в уровне удовлетворённости от жизни между странами с высокими (54 тысячи долларов ВВП на душу населения) доходами и средними доходами составляет не больше двух процентов. Экономисты утверждают, что точка, после которой дополнительные деньги не способны принести радости, находится примерно на 33 тысячах долларов доходов. Похожие результаты можно увидеть, если рассмотреть корреляцию размера ВВП и удовлетворенность жизнью в отдельных регионах стран Европы, что сглаживает культурные различия. В таком случае точка счастья располагается между 30 тыс. и 33 тыс. долларов.
Для снижения вероятности ошибки эксперты разбили страны Европы на квантили по уровню ВВП на душу населения: в первом квантиле оказались самые беднейшие страны мира, а в последнем – богатейшие государства. В целом у исследователей получилось пять десятков квантилей с разными уровнями доходов. Кроме того, для того, чтобы избежать разницы в культурном и языковом восприятии экономисты воспользовались лишь данными World Values Survey (Стандартизированный опрос о ценностях).
В попытках дать объяснение тому, как появляется такая точка, эксперты пришли к ещё более интересным выводам. Так, с ростом доходов потребность в деньгах у человек тоже растет. Впрочем, после определенного уровня рост доходов замедляется, поэтому для увеличения благосостояния приходится прикладывать больше усилий – данный эффект известен как «ловушка среднего дохода».
Факт того, что человек не способен целиком удовлетворит свои возросшие потребности, снижает удовлетворённость жизнью. В то же время эффект несбывшихся надежды уравновешивает положительный эффект от возрастания доходов.
Аналитики говорят, что этому явлению не все граждане подвержены одинаково, причем чаще всего именно люди с невротическими расстройствами становятся жертвами завышенных ожиданий. Это позволяет с уверенностью заявить: человек готов жить мечтами о дополнительном доходе даже если он снизит уровень удовлетворённости жизнью.
источник
Journal information