Неопределенность - извечный враг растущего фондового рынка. Неопределенность, связанная с эпидемией вируса Эбола, в последние недели наносит ощутимый урон Уолл-стрит. Так, индекс S&P 500 снизился на 6,8% за период с 15 сентября по 14 октября. Этот спад совпал с ростом страхов и тревог, вызванных активным распространением болезни.
По мнению многих аналитиков, откат рынка связан главным образом с замедлением темпов роста глобальной экономики, геополитической напряженностью на Украине и на Ближнем Востоке, а также с окончанием программы стимулирования экономики США Федеральным резервом. Однако упомянутые проблемы беспокоили инвесторов и раньше.
Вирус Эбола - это "темная лошадка" для инвесторов и трейдеров. Они не понимают, какое влияние эта болезнь может оказать на рынки, доходы бюджета и прибыль компаний.
Из-за вируса Эбола уже "просели" акции авиаперевозчиков. Акции небольших биотехнологических компаний, которые занимаются созданием вакцины и лекарств от Эбола, между тем, качает то туда, то сюда. Рассчитать, какое влияние вирус оказывает на рынок в целом, практически невозможно.
Масла в огонь подливают мировые СМИ, которые посвящают распространению болезни целые передовицы и развороты. Согласно прогнозу Всемирного банка, глобальная экономика может недосчитаться 32,6 миллиарда долларов к декабрю 2015 года в том случае, если эпидемия распространится за пределы Либерии, Гвинеи и Сьерра-Леоне, пишет The Wall Street Journal.
В отчете, опубликованном Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) 22 сентября 2014 года, страны, затронутые вирусом Эбола, делятся на две категории: те, в которых происходит интенсивная передача вируса, и те, в которых зарегистрированы только начальные случаи заражения, или локализованная трансмиссия. Первая категория включает в себя Либерию, Сьерра-Леоне и Гвинею, вторая - Нигерию и Сенегал.
Либерия, Сьерра-Леоне и Гвинея - государства с низким уровнем доходов населения, расположенные в западной части Тропической Африки (Sub-Saharan West Africa). В таблице №1 приведена информация о размере экономик упомянутых стран.
Затронутые страны | ВВП в 2013 в $ | ВВП на душу населения в $ | ВНД на душу населения в 2013 в $ |
Либерия | 2 млрд | 454 | 410 |
Сьерра-Леоне | 5 млрд | 809 | 680 |
Гвинея | 6.2 млрд | 527 | 460 |
По прогнозам, эпидемия будет иметь более ярко выраженный эффект в кратко- и среднесрочной перспективе - при условии, что с вирусом удастся справиться до конца 2015 года.
Краткосрочное влияние
Краткосрочное влияние вируса, если оценивать его до конца текущего года, делится на две категории:
1) Прямые и косвенные экономические последствия, вызванные сокращением численности рабочей силы из-за болезни и гибели работников, а также повышением расходов на систему здравоохранения. Согласно ВОЗ, по состоянию на 20 сентября 2014 года в трех упомянутых странах было зарегистрировано 2 803 смертей из 5 843 обнаруженных случаев заражения вирусом Эбола (обе цифры включают в себя подтвержденные, вероятные и подозрительные случаи). Некоторые аналитики опасаются, что истинные показатели могут быть в два, а то и в четыре раза выше.
2) Влияние страха перед заражением на поведение. Влияние вируса Эбола на поведение жителей стран, затронутых эпидемией, проявляется в: эмиграции людей из пораженных зон, снижении доли работающих людей из-за того, что они остаются дома и не ходят на работу, эвакуации персонала (и капитала) иностранными компаниями, а также закрытии границ для экспортируемых товаров.
Экономики Либерии, Сьерра-Леоне и Гвинеи включают в себя горнодобывающую и сельскохозяйственную отрасли, а также сектор услуг. Эбола может оказать на них негативное влияние, что, в свою очередь, повлияет на общий экономический рост.
Влияние на горнодобывающую отрасль
В горнодобывающей отрасли трех стран доминирует добыча железной руды, в меньшей степени - золота и бриллиантов. На долю этого сектора приходится 17% ВВП Либерии. Компания Arcelor Mittal - крупнейшая горнодобывающая компания страны - решила отложить запланированные инвестиции в увеличение добычи с 5,2 миллиона железной руды до 15 миллионов, а компания China Union - вторая крупнейшая горнодобывающая компания Либерии - приостановила деятельность с августа. Как следствие, прогноз по горнодобывающей отрасли Либерии на 2014 год, сделанный Всемирным банком, был пересмотрен с роста в пределах 4,4% на сокращение в пределах 1,3%.
Вспышка Эболы не оказала особенного влияния на горнодобывающую отрасль Сьерра-Леоне, на которую приходится 16% ВВП страны. Однако цены на железную руду недавно резко упали, и, соответственно, доходы горнодобывающих компаний упадут.
На долю горнодобывающей отрасли Гвинеи приходится не такой значительный объем ВВП, как в Либерии и Сьерра-Леоне. Первоначальный прогноз роста горнодобывающей отрасли страны составлял -3%, но теперь пересмотрен в сторону понижения на 3,4%. Благодаря тому факту, что крупные рудники Гвинеи находятся вдали от пораженных зон, резкого увеличения темпов спада отрасли не прогнозируется.
Влияние на сельскохозяйственную отрасль
Вирус Эбола оказал негативное влияние на сельскохозяйственную отрасль всех трех стран. На долю сельского хозяйства приходится почти 25% ВВП Либерии, в этой отрасли занята почти половина рабочей силы страны. Снижение мобильности рабочей силы и миграция людей в более безопасные районы, а также приостановка инвестиций со стороны иностранных компаний, связанная с эвакуацией ключевых сотрудников-экспатриатов, повлияли на экспорт и местную отрасль сельского хозяйства. В результате Всемирный банк пересмотрел свой прогноз роста в сторону понижения - с 3,5% до 1,3%. Кроме того, множество небольших ферм, производящих продукты питания для внутреннего потребления, оказались заброшены. Согласно прогнозу Всемирного банка, Либерия столкнется с дефицитом продовольствия, что, в свою очередь, может привести к росту цен на продукты.
На долю сельскохозяйственной отрасли Сьерра-Леоне, делающей упор на рисе, кокосовом и пальмовом масле, приходится 50% ВВП страны. По данным Министерства сельского хозяйства, лесного хозяйства и продовольственной безопасности, два региона, ставшие эпицентром вспышки эпидемии, в совокупности выращивали около 18% от общего объема риса для употребления в пищу жителями Сьерра-Леоне. Введение карантина ограничивает передвижение рабочей силы, многие фермы оказались заброшены. Согласно отчетам, на которые ссылается Всемирный банк, цены на рис уже выросли на 30% в пораженных инфекцией регионах страны.
Экономика Гвинеи в основном полагается на сельскохозяйственную отрасль и сектор услуг. После начала эпидемии в стране произошло резкое сокращение объемов производства кокосового и пальмового масла, которые являются главными экспортируемыми товарами отрасли.
Влияние на сектор услуг
На долю сектора услуг приходится примерно 50% ВВП Либерии, и он же пострадал из-за вспышки эпидемии сильнее всего. По данным Всемирного банка, розничные и оптовые продавцы столкнулись с 50-75-процентным снижением оборота. Сокращение числа деловых и туристических поездок привело к падению на рынках, обслуживающих экспатриатов; таким образом, подотрасль отелей и ресторанов также испытала негативное влияние кризиса.
То же самое происходит в секторах услуг Сьерра-Леоне и Гвинеи. Туристическая отрасль Сьерра-Леоне несет убытки из-за отмены авиарейсов. Гостиницы заполнены только наполовину. В Гвинее прогнозируемый рост сектора услуг пересмотрен в сторону понижения.
Общее влияние на экономику затронутых стран
Замедление экономики приведет к сокращению доходов бюджета от налоговых сборов. В то же время, правительствам упомянутых стран придется повысить расходы на борьбу с вирусом. По данным Всемирного банка, в результате дефицит бюджета в Сьерра-Леоне и в Гвинее увеличится до 1,8% ВВП этих стран, а в Либерии - до 4,7% ВВП.
Также, согласно прогнозам Всемирного банка, ВВП Либерии по итогам 2014 года вырастет на 2,5% (ранее ожидалось, что рост составит 5,9%); ВВП Сьерра-Леоне вырастет на 8,3% вместо 11,3%; ВВП Гвинеи вырастет на 2,4% вместо 4,5%.
Источник: Investopedia.
Comments