cashjournal (cashjournal) wrote,
cashjournal
cashjournal

Как правильно жаловаться на банки в Роспотребнадзор


Банк звонит по ночам? Включает в кредитный договор страховку, не обсудив это с вами? Начисляет непонятные штрафы и пени? Надоело ругаться? Пусть банком займутся профессионалы во главе с Геннадием Онищенко. Популярно рассказываем, как правильно жаловаться в Роспотребнадзор на кредитные организации.

Знай свои права

Многим кажется, что Роспотребнадзор занимается исключительно боржоми и кониной, однако это не так. Ведомство готово защищать не только животы россиян, но и их кошельки. Тем более что качеством финансовых услуг многие в нашей стране недовольны сильнее, чем продуктами питания.

Впрочем, пока граждане не слишком активно жалуются на банки в Роспотребнадзор. За 9 месяцев прошлого года туда поступило всего 111 обращений на некачественно оказанные финансовые услуги, из них абсолютное большинство касались кредитов. Чаще всего граждане жаловались на Сбербанк, «Русский стандарт», Росбанк и «Альфа-Банк».

Тем временем глава Роспотребнадзора регулярно и ярко комментирует события на рынке финансовых услуг и выражает готовность защищать интересы людей. Так, Г. Онищенко объявлял незаконной деятельность коллекторов. По его мнению, передача долгов гражданина перед банками коллекторам является грубым нарушением законодательства. Многим, кто имел дело с коллекторами, захочется аплодировать таким заявлениям. Были у ведомства и важные победы. Например, Роспотребнадзор смог доказать в суде незаконность дополнительных комиссий, устанавливаемых банками за ведение счетов по кредитам.

Несколько лет назад серьезно обсуждался вопрос, имеет ли право Роспотребнадзор вмешиваться в деятельность кредитных организаций. Банкиры тогда заявляли, что это ведомство плохо осведомлено о правилах банковской деятельности, а потому плохо справляется со своими обязанностями по защите интересов граждан в сфере потребительского кредитования. Ассоциация российских банков не раз заявляла о том, что Роспотребнадзор не должен активно вмешиваться в деятельность кредитных организаций. Впрочем, до сих пор права жаловаться на банки у россиян никто не отнял.

При этом направить свою претензию гражданин России может в три инстанции: сам банк, Центробанк и Роспотребнадзор. Последний наиболее ориентирован на защиту интересов населения, поэтому обращаться туда стоит чуть ли не сразу. К тому же Роспотребнадзор имеет право привлекать банки к административной ответственности.

Типичный случай

Обращаться в Роспотребнадзор можно в следующих случаях:

1. Банк меняет ставки по кредиту в одностороннем порядке. Закон «О банках и банковской деятельности» содержит прямой запрет на одностороннее изменение процентной ставки по кредиту. Согласно закону «О защите прав потребителей»,  условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

2. Банк взимает дополнительные комиссии за ведение кредитного счета. Так бывает довольно часто: банк привлекает вас низкой ставкой по кредиту, а потом начинает «накручивать» разные пени, страховки и прочие услуги, которые в совокупности делают предложение кредитной организации не таким уж и выгодным. Существует две наиболее частые уловки. Первая – банк берет с клиента деньги за «резервирование кредитных средств». Вторая – банк снимает средства за ведение расчетного счета, что довольно странно при том, что счет не расчетный, а ссудный, а это совершенно другой порядок работы, исключающий взимание комиссий за его ведение.

3. Банк звонит по ночам. Здесь мнения сторон расходятся. Сами банки убеждены, что могут звонить кому и когда угодно, и их не интересует, что это четыре часа утра и в доме есть маленькие дети. Увы, законопроект «О деятельности по взысканию просроченной задолженности», который установил бы прямой запрет на ночные звонки, так и не был принят, что, впрочем, не мешает клиенту считать такое поведение банка нарушающим свои права как потребителя.

4. Комиссия за сам факт предоставления кредита. Довольно странная комиссия, которая, однако, встречается и зависит от суммы займа. Как отмечает сам Роспотребнадзор, данное условие договора противоречит норме, установленной п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», предусматривающей, что запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

5. Банк навязывает вам страховку дороже самого кредита или умалчивает о ней при подписании договора. Оба случая являются грубым нарушением ваших прав как потребителя. Особенно странно выглядят навороченные страховки жизни и здоровья, подключенные к кредиту на мобильный телефон или тостер. Банк вправе требовать страхования дорогих сделок (ипотека, автокредит), покупка мелкой бытовой техники и электроники с обязательным страхованием – повод жаловаться.

Порядок обжалования

Если вы уверены, что банк нарушает ваши права как потребителя, обратитесь сперва с претензией в сам банк. Если кредитная организация не готова идти вам навстречу и не может доказать своей правоты, обращайтесь в Центробанк, Роспотребнадзор, ФАС и, разумеется, в суд по месту своего жительства (а не юридического адреса банка).

Роспотребнадзор по результатам рассмотрения претензий от граждан вправе привлечь банк к административной ответственности. Обратиться с жалобой можно сюда.
ист

Tags: smart money, инвестиции, финансовая грамотность
Subscribe
promo cashjournal july 16, 2013 09:09 51
Buy for 10 tokens
Власти рапортуют о том, что инфляция в нашей стране держится в пределах 7%. Но если подсчитать, как растут цены в магазинах экономкласса на 22 продукта, которые покупает практически каждая семья, на 3 вида элементарных лекарств, на платежи ЖКХ и проезд в городском транспорте в 9 городах разных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments